Фермер Сергей Балаев и его улитки.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Вряд ли кто-то из нас ни разу не мечтал круто перевернуть свою жизнь. Переехать, например, в Ахмадабад и выучить хинди. Устроиться сомелье. Чайным. Записаться на курсы эльфийского языка.
Или ещё круче. Бросить обрыдший офис и податься в фермеры. Давайте попробуем представить. Хотя бы на минуту.
Утром после душа и кофе вам не нужно тащиться в контору, высиживать очередную летучку, зарываться в бумагах. Теперь вы сам себе хозяин. И у вас ферма. Нет, не свиноводческая. И не овощная. Кенгуриная. К вам приезжают туристы, репортёры, чиновники. Экзотичным мясом интересуются рестораны и супермаркеты. Правительство области даёт вам грант - несколько миллионов рублей. Потом ещё один. Увеличив поголовье втрое, вы начинаете давать мастер-классы. Пишете книгу «Секрет австралийских сосисок, или Как приготовить кенгурятину». Параллельно расширяетесь. И заводите... снежных барсов. А почему нет? Они, в отличие от леопардов, не умеют рычать и быстро привыкают к человеку. На очереди - осьминоги, скунсы, морские огурцы. Калоеды...
Как-то не очень верится, да?
А, меж тем, в Подмосковье есть фермер, чья жизнь изменилась именно таким кардинальным способом.
Гляжусь в тебя, как в зеркало, до головокружения.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Начитавшись заметок в интернете, я до последнего не верил, что всё это правда. А вы бы поверили? Успешный бизнесмен бросает Москву, отказывается, как Новосельцев, от должности и едет в русскую глушь разводить овец с козами. Затем переходит на улиток. Просит Президента включить их в список продукции сельхозпроизводства (и тот это делает!). Заводит крокодилов, енотов, страусов. Отдаёт очередное помещение насекомым, среди которых мадагаскарские тараканы, пауки-птицееды, сверчки, жуки-геркулесы. И останавливаться на этом не намерен.
Сейчас, думаю, припаркуемся, откроем ворота «Экодеревушки» (в 1 км от Коломны), а там Валдис Пельш стоит с транспарантом «Вас приветствует программа «Розыгрыш».
Но нет. Нас встретил тот самый фермер Сергей Балаев. Его история, выражаясь на молодёжном сленге, лично меня перепахала. Хотя бы потому, что по образованию он религиовед (какие уж тут крокодилы). Но у нас в Подмосковье почти все фермеры такие. Голубику выращивает хирург, пармезан готовит моряк, кур разводит юрист. И так далее. Такое ощущение, что к сельскому хозяйству, как в клуб ветеранов спорта, нельзя прийти сразу.
«Хочу быть бегемотом, но только не енотом».
Фото: Михаил ФРОЛОВ
- Лично меня прибило лет двадцать назад на птичьем рынке, - рассказывает Сергей Балаев. - Пошёл с женой за рыбками для аквариума и купил четырёх овец. До сих пор не понимаю, как мне их впарили. Какая-то женщина начала агитировать - мол, животные неприхотливые, мясо вкусное, к тому же молоко и шерсть. А про то, что они едят как слоны, умолчала. Мне пришлось после этого построить на даче загон, купить косу и прицеп для джипа (чтобы сено возить). Но я этой женщине благодарен. И вообще расцеловал бы, если б встретил. Потому что именно с этих овец и началось моё фермерство.
Здесь, пожалуй, стоит подчеркнуть, что в начале 2000-х открыть собственное крестьянское хозяйство было гораздо сложнее, чем сейчас. Местные чиновники заламывали такую аренду, что на этом всё и заканчивалось. Балаев, желая расшириться, прикупил в Орловской области два колхоза. И даже погасил все задолженности по зарплатам. Однако мужики на работу так и не вышли, а их запой после внезапной получки только усугубился.
- Вот она, русская действительность, - говорю, - и результаты перестройки.
Позже эти колхозы просто-напросто разграбят в отсутствие хозяина. И Сергей перевезёт своё стадо (многострадальное) обратно в Подмосковье - в Раменский район. Там тоже пришлось существовать в диких условиях. В течение трёх месяцев, например, не было света. И фермер, как во времена крестовых походов, разжигал костёр, чтобы согреть воду. Ну а потом выкупил два здания недалеко от Коломны (общей площадью почти 3 тыс кв м) и пару гектаров земли (там же).
К этому моменту у Балаева было 250 коз. И в принципе неудивительно, что с таким количеством молока в его фермерской биографии нарисовалось сыроварение.
Крабы оказались очень активными и держать их в бассейне с невысоким бортиком не получилось - разбегаются.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
- За моим камамбером даже из посольства Франции приезжали, - не без гордости в голосе восклицает Сергей. - Помню, на Арбате была ярмарка. И я резал столько сыра, что у меня от ножа мозоли были.
Но и от этого пришлось отказаться. И не только из-за улиток, которые, как выяснилось, гораздо перспективнее любого камамбера. А из-за ситуации в целом. Если моллюски раскупаются непосредственно на ферме, то сыр надо куда-то возить. Крупные торговые сети берут его редко - не устраивает цена. А понизить её не получается.
- Для того, чтобы сделать 1 кг сыра, надо 10 литров молока, - объясняет фермер. - Даже по оптовой цене это 450 руб. Другие расходы можно уже не считать (закваски, электричество, зарплаты сотрудникам).
Допустим, крупная сеть соглашается купить сыр. Но предлагает закупочную цену 250 руб/кг. Что совершенно неприемлемо для фермера.
А что улитки?
Восемь месяцев Сергей Балаев находился в творческом поиске. И думал, чем заняться на собственной земле. Хотелось чего-то экстравагантного. Полезного. И вместе с этим выгодного. И так постепенно после изнурительных размышлений и мозгового штурма фермер вплотную подобрался к улиткам. Это же непаханое поле (по крайней мере, у нас в Подмосковье).
Отдельно пропишем ещё одну важную вещь. В отличие от многих своих коллег Сергей Балаев сумел совместить сельское хозяйство и туризм. Причём получилось это случайно. Люди буквально напрашивались на экскурсию. Просили показать детям овец и коз. Кто-то их кормил. Кто-то даже пытался подоить. И всех коломенский фермер пускал бесплатно. А потом, открывая ворота очередной семье, возьми и ляпни:
- Двести рублей.
Никаких проблем. Двести так двести. Зато дети как рады.
Со временем на территории «Экодеревушки» появились гуси, еноты, страусы, черепахи, обезьяны, змеи.
Поговаривают, что страусы не отличаются интеллектом, зато умеют бегать со скоростью 70 км/ч.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Но валом народ попёр после мощнейшего пиар-хода. И сделал его не кто-нибудь, а сам Жириновский. Политик подарил Сергею Балаеву своего знаменитого осла Прошку. Ну помните предвыборный ролик Владимира Вольфовича? Когда он погонял животное плёткой со словами «еле двигается, идти не может... пшёл!» Лидер ЛДПР считал, что именно осёл является символом России.
Тот самый осёл Прошка, живший у Владимира Жириновского (слева).
Фото: Михаил ФРОЛОВ
- Правда, Прошка оказалась ослицей, - улыбается фермер. - Но туристов от этого меньше не стало. Люди и по сей день приезжают посмотреть на осла Жириновского. А заодно смотрят и на других животных, в том числе, на крокодилов, которых мы завели.
В поле одна крыса может уничтожить 300 кг улиток, поэтому в «Экодеревушке» особенно рады кошкам.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Но вернёмся к нашим улиткам.
Они, родимые, растут как на дрожжах (в мае малёк высаживается в поле, а уже в сентябре выросшие особи расселяются в тёплом влажном помещении, где впоследствии и сортируются). Честно говоря, я предполагал увидеть два-три ящика, в котором едва шевелятся французские деликатесы. А увидел целое царство улиток. Деревянные конструкции с рамками внутри напоминают пчелиные ульи.
На ферме выращивают два вида улиток - Muller и Maxima.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
- Смотрите внимательно под ноги, - предупредил фермер. - Давить нашу продукцию нельзя.
Учитывая, что 1 кг улиток стоит 1600 руб, я его понимаю. Хотя, конечно, дело не в деньгах. Без раздавленных трёхсот рублей владелец фермы не обеднеет. Дело в чутком отношении к своей работе. Как бы пафосно это ни звучало.
1 кг улиток стоит 1600 рублей.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
- Сейчас улитки у нас занимают 1 га земли, - рассказал Сергей Балаев. - Года через три эта площадь составит 5 га. И можно будет смело вписывать себя в Книгу рекордов Гиннесса. В мире нет таких больших улиточных ферм.
Рамки, облепленные улитками, напоминают пчелиный улей.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Кстати. В пиаре «Экодеревушки» помог не только Владимир Жириновский. Но и лично Владимир Путин. Сюжет достоин, как минимум, отдельной киноленты. В конце концов, был же снять фильм «Не послать ли нам... гонца?»
Короче. Столкнулся Сергей Балаев с такой проблемой. Несмотря на всю свою полезность, улитки в юридическом плане оказались вне закона. Ну нет в официальном сельхозпроизводстве такой графы «выращивание улиток». Точнее, не было. Пока Балаев не поговорил с Президентом. Это произошло три года назад в Адыгее, куда Сергея пригласили после его обращения в Общероссийский народный фронт (ОНФ).
- За один день до этого мне позвонили и поинтересовались, о чём я хочу спросить Президента, - вспоминает неуёмный фермер. - И я ответил, что меня интересуют улитки. Те, очевидно, удивились. Но и вникать особенно не стали. Мол, приезжайте завтра в Адыгею к такому-то часу. Я прыгнул в машину и поехал.
А на следующий день практически все российские телеканалы дружно транслировали этот необычный момент. Как один коломенский фермер встал грудью за российских улиток. И попросил признать их сельхозпродукцией (чтобы их можно было официально выращивать и продавать). Не преминув добавить, что этот продукт - самый сильный афродизиак в мире. После такого козыря главе государства ничего не оставалось, кроме как поручить Дмитрию Патрушеву (министр сельского хозяйства РФ, - прим. авт) узаконить улиточные фермы. Что в скором времени и было сделано.
- Мне звонили знакомые со всего мира и восхищались, - улыбается фермер. - «Ты хоть сам понимаешь, что ты сделал? Ты ввёл в стране новую сельскохозяйственную отрасль».
Балаев понимал, конечно. И на этом не остановился.
Дело в том, что выращивать на ферме дикую улитку невозможно (и у Сергея был такой горький опыт), а потому надо было привозить из Европы. И только два определённых вида - Muller и Maxima. Семь месяцев ушло на то, чтобы оформить всю разрешительную документацию (в условиях санкций это непросто - на этот раз дошли до Мишустина).
И вот, наконец, свершилось. Европейские улитки приползли в Подмосковье. Точнее, прилетели. На самолёте.
Самое знаменитое блюдо из улиток - эскарго (и в ресторане «Экодеревушки» его чудесно готовят).
Фото: Михаил ФРОЛОВ
- Мы на них смотрели как на драгоценные камни, - говорит фермер. - Но и на этом проблемы не кончились. Наш российский комбикорм заграничным улиткам не подошёл. Даже траву перко пришлось закупать поначалу в Германии.
Сейчас европейских рецептов уже не требуется. Наши заводы (в частности, в Щиграх) и сами умеют делать качественный комбикорм. Научились. Семена травы тоже теперь свои. Да и улиток закупать больше не нужно.
В этом году Сергей Балаев планирует собрать 20 тонн улиток.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
- Мы уже сейчас можем обеспечить всех улиточных фермеров страны мальком, - добавляет религиовед по образованию, бывший владелец колбасного завода (в 90-е годы), 52-летний Сергей Балаев.
А этого котика зовут Таракан.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
- Остаётся один малюсенький вопрос. Что дальше? Может, бросите это всё? И откроете балетную школу?
- Нет, нет, - отвечает фермер. - Дальше - насекомые.
Проход вдоль крокодиловой фермы мне напомнил фильм «Полосатый рейс». Помните, как Марианна Андреевна шла мимо клеток с тиграми и кидала им сосиски? Примерно также шёл и я. Только вместо кастрюли сжимал в руках собственную шапку.
Крокодильи клетки закрываются на два замка (на всякий случай).
Фото: Михаил ФРОЛОВ
50 крокодилов в одном помещении.
В «Экодеревушке» под Коломной живут 50 крокодилов.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
А по соседству с ними питоны, удавы, дикобразы, игуаны, мангусты... Целый зоопарк.
Страшно, аж жуть!
Фото: Михаил ФРОЛОВ
- Люди приезжают посмотреть на животных, - в очередной раз подчеркнул Сергей Балаев, - и попутно покупают улиток. Напишите, что туризм - наше всё.
Написал.
И прошёл тем временем в павильон с насекомыми.
Жук-геркулес может дорасти до 17 см в длину.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Его открыли несколько дней назад. И не только в туристических целях, но и в гастрономических. Например, мне объяснили, что личинки зофобаса вполне съедобные. Это такие червячки, похожие на опарышей.
- Чисто белковый продукт, - подтвердил фермер. - Сытный.
Личинки зофобаса употребляют в пищу.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Сверчков тоже можно есть - они на вкус напоминают шкварку. В азиатских странах это никакая не экзотика, а обыденность. Как для нас свиные котлеты.
Фермер Сергей Балаев убеждён, что насекомые - это еда будущего.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
А у меня, признаться, разыгралась изжога. Сам не пойму, отчего. То ли от страха, то ли от голода.
Шипящий мадагаскарский таракан.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Когда-то суши тоже считалось «нечеловеческим» блюдом. А теперь сырую рыбу едят даже самые продвинутые и богатые дамочки.
- То, что насекомые - еда будущего - это однозначно, - уверен Сергей Балаев. - Причём полезная. Мы же едим почему-то курицу, которая выросла за 26 дней. На витаминках. А тут натурпродукт.
Сотрудница «Экодеревушки» Нина Казьмина и вовсе свела меня с ума. Женщина готова взять в руки любую тварь, даже паука-птицееда, который может укусить.
Паук-птицеед в случае опасности может укусить - примерно также (по ощущениям) жалит пчела.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
- Неужели вам не страшно? - пытал я её всю дорогу.
- Ни капельки, - ласково, нараспев отвечала она. - У меня дома четыре змеи. Хотите подержать многоножку?
Отказать было трудно, но мне это удалось. Возможно, потому, что другое название у этого чудища - африканская гигантская кивсяка.
Многоножка приехала в Подмосковье в единственном экземпляре.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
P.S. Остаётся добавить, что «Экодеревушку» (в целом весь этот проект) активно поддерживают в Правительстве Московской области. Один из последних грантов Сергей Балаев должен получить на строительство туристических домиков.